назад

Актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР  Лариса Ивановна Голубкина рассказывает о съемках в фильме «Гусарская баллада» и совместной работе с Владимиром Яковлевичем Балоном.

 

-Расскажите, пожалуйста, о совместной работе на кинокартине «Гусарская баллада», где Вы снимались с Владимиром Балоном.

Лариса Голубкина в фильме "Гусарская баллада"

Лариса Голубкина в фильме «Гусарская баллада», 1962 год

-Это так давно было, что  с того момента как мы сняли фильм в 1962 году, больше я Балона практически не видела, нигде не сталкивалась. Прошло 53 года, у меня только теплые воспоминания о нем, очень молодой, красивый, спортивный, учил меня работать с оружием, на саблях драться. Сначала на рапирах, потом на саблях.

-Тяжело ли Вам было переходить с одного вида оружия на другой?

-Да нет, ну, я же там не дралась как ненормальная, там сцены только снимали. Конечно, рапира — это одно, а сабля — это другое. Сабля мне была тяжеловата, хотя мне выбрали, 2,5 килограмма она всего  весила. Это была парадная сабля.
А так, понимаете, я совсем девица была, я всех этих мужчин немножко побаивалась, сказать, что я с ними лезла в дружбу — это не так, поэтому всякие подробности жизни гусарской, которая была, — без моего участия она проходила. Во время съемок мы репетировали, у меня даже больше было тренировок на лошадях. И тренер там – это был немец по фамилии Роге – очень жесткий, очень хлесткий, старше всех остальных тренеров. А Володя – молодой, красивый…

-Как Владимир Яковлевич проводил тренировки?

-Вы знаете, они все-таки ко мне относились наверное немножечко снисходительно… Володя просто конкретно ставил бой на кадр и все. Это вообще все молниеносно происходило.

-Долго ли он обучал Вас фехтованию?

-Нет, не долго, у нас не было времени.

-А до этого у Вас  не было  опыта фехтования?

-Нет.  Я спортивной девушкой была всегда, такая бестолковая ловкость во мне присутствовала, такая неорганизованная ловкость, реакция была… Не то, что я такой была мямлей, я занималась спортивной гимнастикой до этого. А фехтование у меня, конечно,  только вот в этом фильме в некоторых сценах.

-Эмоционально Владимир Яковлевич как-то Вас настраивал?

-Да я сама  эмоциональная была, такая, что надо и не надо. Я думаю, что меня надо было вязать тогда, скручивать мне руки-ноги, потому что из меня энергия шла, она у меня и сейчас-то есть, такая бестолковая энергия, я бы сказала.

-То есть у Вас все получалось, с Владимиром Яковлевичем не было споров?

-Да нет, он ведь и сам только с «Гусарской баллады» вошел в кино, до «Гусарской баллады» он, может быть, где-то и снимался, но мы его не знали, а тут он себя очень проявил хорошо,  как мастер. Владимир Яковлевич же не только для меня бои ставил, там же разные были бои. Очень интересный  бой был, когда мы освобождали Жермон. Это было все в снегу поставлено, и я помню, я даже кульбит сделала через сани. У Владимира Яковлевича были помощники естественно, потому что очень много народу задействовалось.

-Получается, ставили трюки на картине Владимир Балон и его помощники?

-Конечно, помощники были, потому что там большие массовочные сцены, там просто так было не поставить.

-Мы много раз пересматривали этот кинофильм, и Владимир Яковлевич там в многочисленных эпизодах…

-Да-да, там то он француз, то он русский, то он пленный, он много там вертелся.

-Что Вам еще запомнилось из происходившего в съемочный период?

Лариса Голубкина в фильме "Гусарская баллада"

Лариса Голубкина в фильме «Гусарская баллада», 1962 год

-Костюмы у нас были настоящие, подлинные почти что… художник был прекрасный.
У всех — оружие не деревянное, я бы так сказала. Вот у меня сабля была 1829 года, и так у всех, в общем. И наши актеры — мужички кто половчее (были немножко такие увальни неспортивные, уже постарше — они  на общем плане снимались), — а те, кто половчее —  в первые ряды.
Мы уехали 1 марта на съемку (в доме отдыха мы жили) и всё… я не снимала гусарский костюм вот как надела его.  Старалась какую-то походку сделать, все-таки как-то привыкнуть, потому что манеры все-таки не совсем женские.
Сам фильм — идеал  драматургический, слова потрясающие…

-Какой была обстановка на съемочной площадке?

-У нас была потрясающая обстановка, я очень благодарна судьбе. Женщин-то не было в нашем коллективе — это такое счастье, что не было женщин… и не было конфликтов никаких. Женщина как попадет куда-нибудь — обязательно что-нибудь происходит.
Я была в мужском костюме, Тугановская группа цирковая — на лошадях, актеры, играющие небольшие роли — тоже все… Мы не снимали костюмы вообще. То есть утром ехали на тренировку на лошадях по снегу, потом съемка, а вечером развлекались в холле, очень забавно было.

-Как проводили досуг?

-Сидели, они там говорили… Но я особенно не вникала в мужские разговоры, потому что  при мне они… Хотя Рязанов подговаривал их — вы с ней погрубее — бейте ее там по плечу, под зад коленом, может быть… Он хотел, чтобы они так со мной, но я как-то не входила в этот контакт такой вот плотный.

-Какие отношения сложились у коллектива с Эльдаром Рязановым, были ли конфликтные случаи?

-Один раз,  в массовке когда вот этот бой был в снегу, все переворачивались, крутились, на саблях дрались. До того, как начать эту съемку, в него директор случайно выстрелил из сигнального пистолета прямо в спину, а у него была шуба из меха, волка или медведя, не знаю, волчья наверное. Шуба загорелась и вот тут был крик: «Вы все  сволочи, хотите меня убить! Я знал, что вы меня хотите убить». Это вот я один раз слышала от Рязанова.
А Рязанов был сам в этом коллективе, он же молодой был. Но для меня они все равно все были дядьки. Было другое время. Вот сейчас, если, скажем, девочке 20 лет, а дядьке 35-36, то сейчас наравне все, все запанибрата. А тогда это уже были взрослые дядьки. Я их всех по имени-отчеству, на «Вы»… А сколько Балону лет было тогда?..

-24-25

-Ну, он тоже уже был  дядька… Уже взрослый.
Было очень мило, было чудное время… И один раз только Жермон к нам приехала на съемку в снегу и пару дней, по-моему, в павильоне. А так — сплошные мужчины, поэтому мне было хорошо, я с мужчинами умею находить общий язык. Они более тактичны, любой мужчина, даже самый забулдыга. Все равно тактичнее ребята, чем девушки. Девушка может какую-нибудь глупость сморозить…

-В дальнейшем Вы  еще работали с Владимиром Яковлевичем вместе на каких-либо проектах, в жизни не общались?

-Нет. (Отметим,  что общей работой стала также кинокартина «Дайте жалобную книгу», но совместных сцен там не было — прим. ред.) Ну, так улыбались, когда где-то встречались,  ручкой помашем  друг другу. Понимаете, с одной стороны, сниматься с мужчиной вот так вот, с такой компанией, а, с другой стороны, уже все-таки женщина и мужчина — уже дистанция.

Беседу вела Helga