назад

Биография

 

Владимир Яковлевич Балон родился 23 февраля 1937 года в Мурманске. (Отметим, что Владимиром его назвали в честь деда по материнской линии). Его отец, Яков Борисович Баллон (изначально фамилия писалась с двумя буквами «л»), был инженером-строителем в системе МВД (в частности, он принимал участие в строительстве Беломорско-Балтийского канала), а мать Антонина Владимировна работала в газете. По словам Владимира Яковлевича, литературные навыки она унаследовала от своей матери — преподавательницы русской словесности в царской гимназии.

Владимир Балон с родителями

Владимир Балон с родителями

Владимир Яковлевич вспоминал, что чувствовал себя сиротой при живых родителях, потому что отец был на работе 24 часа в сутки, в особенности в военное время,  мама тоже много работала.

Позже семья переехала в Ленинград (который Владимир Яковлевич всю жизнь считал своим родным городом). По словам Владимира Яковлевича, они жили на 9-й Красноармейской улице, а учился он на 8-й Красноармейской (эта версия, озвучена самим Владимиром Балоном в одной из телепередач, однако есть другая, записанная со слов его агента, что учился он на 11-й Красноармейской).

В это время мама Владимира стала работать в Александринском театре. Она заведовала билетами, и благодаря этому Владимир часто бывал на спектаклях в Александринке. С одним из актеров театра, Василием Меркурьевым, они даже дружили семьями. Владимир был увлечен этим ярким необычным миром, однако позже спорт отодвинул театр на второй план.

Нужно отметить, что детстве Владимир рос довольно слабым, у него был туберкулез, бронхиальная астма и еще целый букет болезней, из-за чего он учился в лесной школе, состоял на учете в туберкулезном диспансере и не занимался физкультурой. Но, в конце концов, ему это надоело, и, добыв липовую справку о том, что он здоров, Владимир за компанию с друзьями пошел в фехтовальную секцию. Он попал в группу к Константину Трофимовичу Булочко — заведующему кафедрой фехтования Государственного дважды орденоносного института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта  (группа занималась в Ленинградском дворце пионеров и в зале ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта). Предложенную ему палку (на первом занятии никто не давал новичкам оружие) Владимир взял в левую руку, а когда Константин Трофимович спросил, почему он это сделал, Владимир с перепугу переложил палку в правую руку, — он решил, что это неправильно. «Чего ты? — спросил Константин Трофимович. — Если тебе удобно, бери левой. Ты левша?» Владимир пояснил, что пишет он правой рукой, но дерется левой, камни кидает левой. Константин Трофимович сказал, что тогда лучше тренироваться на левой руке.

Вот так и началось увлечение фехтованием, оказавшееся судьбоносным.

Владимир Балон в фехтовальном зале

Владимир Балон (в центре) в фехтовальном зале

Самое интересное, что от занятий фехтованием больные легкие сами собой зарубцевались — к немалому удивлению врачей на медосмотре, состоявшемся через год.

По рассказам тренера по фехтованию в СПБГДТЮ К.А. Таджиевой (Максимаджи) в эти годы в фехтовальной секции сложилась дружная компания из пяти учащихся: Виктор Жданович, Владимир Балон, Давид Суллер, Ксения Максимаджи и Тамара Оганесова. Среди них царила чистая дружба и сильная увлеченность общим делом — фехтованием. Так, ребята и девчата придумывали себе тренировочные задания, например, подвешивали на нитку конфету и соревновались в точности укола рапирой — тот, кто смог уколоть конфету 10 раз подряд — забирал ее себе. И каждый вечер они, расходясь по домам, обязательно провожали друг друга до дома.

С 8 по 10 класс Владимир занимался фехтованием, был чемпионом Ленинграда среди юношей,  а после  школы поступил в Институт физкультуры имени П.Ф. Лесгафта, где усовершенствовал приобретенные в секции навыки и стал тем, кем мы его знаем — мастером спорта и неоднократным чемпионом СССР по фехтованию, в совершенстве владеющим не только рапирой — своим профильным оружием, — но и другими видами оружия, в том числе штыком.

В Институте физкультуры им. П.Ф. Лесгафта Владимир Яковлевич учился с 1955 по 1959 год. В 1955 году он получил почетное звание мастера спорта, а в 1956 году принимал участие в I Спартакиаде народов СССР. А в 1957 году по итогам соревнований в Киеве он вместе с Виктором Ждановичем и Борисом Мельниковым вошел в состав сборной молодежной команды СССР. Также назовем некоторые (к сожалению, привести имена многих не представляется возможным, и не позволяет формат данного очерка) имена спортсменов — однокурсников (не только фехтовальщиков) или учившихся с В.Я. Балоном в одно время, а также тех, с кем он выступал за одну команду: К.А. Таджиева, Ю. С. Ярошенко, Д. Суллер, Э.Т. Винокуров, Е.А. Линд, В.Л. Ходосовский…

Во время учебы в Институте физкультуры Владимир Яковлевич играл в студенческом театре, занимался вопросами организации студенческой самодеятельности, выступал в качестве конферансье (в спектакле «А мы отдыхаем так»).

Примерно в это же время произошло и первое знакомство с кино, — в картине Яна Фрида «Двенадцатая ночь» Владимир Балон дублировал Клару Лучко. А четырьмя годами позже он обучал фехтованию Олега Стриженова, игравшего главную роль в фильме Ивана Пырьева «Белые ночи», где Олегу Александровичу предстояло фехтовать на саблях. В 1956 году Владимир Яковлевич принял участие в одной из первых широкоэкранных кинолент —  короткометражном фильме «Пять дней» (режиссер Иосиф Шапиро), где наряду с актерами снимались спортсмены и среди них — он. Тогда Владимир Яковлевич не придал этому особого значения и скоро забыл о фильме. В то время кино еще не захватило его настолько, чтобы вытеснить из его жизни спорт. Это произойдет много позже.

Во время учебы в Институте физкультуры Владимир Балон состоял в ДСО «Буревестник», где кроме него были Марк Мидлер и другие известнейшие ныне фехтовальщики. В командном составе «Буревестника» Владимир Яковлевич несколько раз становился чемпионом СССР.

На последних курсах Института физкультуры Владимир Балон был назначен старшим тренером «Динамо». Правда, по его словам, Владимир Яковлевич тогда не слишком серьезно относился к этому, считая, что ему еще рано становиться тренером, и всячески отлынивал от этих обязанностей. Но сохранилось свидетельство одного из его  воспитанников  (приводим цитату с сайта «Комсомольской правды»): Семен (фамилию, к сожалению, пока установить не удалось): «А мне посчастливилось познакомиться с Владимиром Яковлевичем ещё в 1957 году, в Ленинграде, на стадионе «Динамо» и четыре года он был моим тренером, пока в 1961 я не ушёл в вечернюю школу и стало не до фехтования. И тренером, и человеком он был замечательным, мы — мальчишки и девчонки из «Юного динамовца» на него чуть ли не как на икону молились. Он и красив был смолоду (таким и остался), словно лик на иконе».

Первый тренерский опыт Владимира Яковлевича пришелся на 1958 — 1961 гг.

Владимир Балон в фильме "Звонят, откройте дверь"

Владимир Балон в фильме «Звонят, откройте дверь», 1965 год

В начале 1960-х гг. Владимир Балон переехал в Москву, куда его пригласили выступать за ЦСКА. Правда, его отъезд не прошел бесследно. Вот как описывал это сам Владимир Балон в одном интервью: «В ленинградском спорткомитете поставили ультиматум: либо ты остаешься, либо мы тебя дисквалифицируем по полной. Будешь никто!» Я уехал. И тут же в газете «Ленинградская правда» напечатали огромный фельетон с броским заголовком «Мушкетер на скользкой дорожке». Я до сих пор помню, что он начинался (а надо знать те годы!) с фразы: «Гладко выбрит, модно одет. Сходство с д’Артаньяном подчеркивают аккуратно подстриженные усики». Наверное, по мнению авторов, это особенно ярко иллюстрировало мой крайне отрицательный облик. Дальше шел рассказ, какой я аморальный тип – бросил жену, ребенка…» Но Владимир Яковлевич не испугался и пощады не запросил.  В Москве Владимир Балон стал тренером ЦСКА.

Примерно в то же время — вскоре после переезда в Москву — Владимир Балон женился на Джелле Агафоновой, солистке ансамбля «Березка» (это был его второй брак — в 1956 году он женился на однокурснице Татьяне, у них родилась дочь Елена (Алёна), но в итоге семейная жизнь не заладилась и они расстались; правда, согласно интервью Владимира Яковлевича в СМИ, это не повлияло на их отношения и они остались друзьями).

Практически сразу после переезда Владимир Яковлевич получил приглашение от Эльдара Рязанова — как фехтовальщик принять участие в картине «Гусарская баллада». Этот фильм стал и актерским дебютом Владимира Яковлевича — он сыграл небольшую роль адъютанта Кутузова.

Первый актерский опыт оказался удачным, и Владимира Балона все чаще стали приглашать в кино как актера и как постановщика фехтования. При этом он оставался тренером ЦСКА. Однако скоро Владимир Яковлевич понял, что усидеть на двух стульях ему не удастся и надо выбрать что-то одно.  Владимир Балон выбрал кинематограф и примерно в 1964 году оставил тренерскую работу в ЦСКА.

В 1960-х — 1970-х гг. Владимир Балон активно снимался в кино или действовал за кадром как постановщик фехтования. В некоторых фильмах он делал и то, и другое, как, например, в фильме «Чертова дюжина» — одном из самых ярких в его послужном списке; причем, если он ставил фехтование, то почти всегда сам брал в руки оружие, как, например, в фильмах «Гусарская баллада», «Звонят, откройте дверь», «Шаг с крыши», «Чертова дюжина». Иногда Владимира Балона приглашали ставить фехтование на театральной сцене — так, он ставил фехтование в спектакле «Ромео и Джульетта» в постановке Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной; эта встреча с великим режиссером состоялась благодаря рекомендации Льва Дурова, с которым Владимир Яковлевич познакомился на съемках фильма «Морские рассказы».

В эти годы Владимир Яковлевич создал целую галерею ярких запоминающихся образов в кино:  Илья Александрович Сац («Николай Бауман») — к слову, эта роль была отмечена критиками и дочерью композитора И.А. Саца, которая писала, что получилось точно передать образ ее отца, Ланской («Засада»), трубач («Улыбнись соседу»), мушкетер Моруак («Шаг с крыши»), барон фон Бюлов («Чертова дюжина», главная роль), Август Винцент («Дерзость»), Олег Николаевич («Петька в космосе») и т.д. Однако по-настоящему его звездный час актера и фехтовальщика настал в конце 1970-х гг., когда он сыграл де Жюссака в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». Кроме того, в этом фильме он ставил фехтование.

Владимир Балон в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера"

Владимир Балон в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»

Бретер-кардиналист де Жюссак, главный противник д’Артаньяна, стал визитной карточкой Владимира  Балона в кино. На съемках этого фильма Владимир Яковлевич нашел настоящих друзей… в лице «мушкетеров» — Вениамина Смехова (Атос), Валентина Смирнитского (Портос), Игоря Старыгина (Арамис) и Михаила Боярского (д’Артаньян) — и сам стал для них «пятым мушкетером»  Наиболее тесные отношения у Владимира Балона сложились с его экранным противником — Михаилом Боярским (забегая вперед, скажем, что позже они встретились в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» уже как друзья: Михаил Боярский сыграл шевалье де Брильи, а Владимир Балон — его преданного слугу Жака).

В 1980-х — 1990-х гг. Владимир Яковлевич продолжал ставить в кино фехтование и трюки, а галерея его кинообразов пополнилась новыми персонажами, среди которых Вилумсон («Умри на коне»), мистер Линч («Кольцо из Амстердама»), гусарский ротмистр («Принцесса цирка»), капитан («Время летать»), Жак и учитель фехтования («Гардемарины, вперед!») и т.д. К образу Жака он вернулся в 1991 году в фильме «Виват, гардемарины!», а годом позже появился на экране в образе де Жюссака в фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (в этом фильме он при участии Виталия Василькова ставил фехтование и трюки). В следующем фильме о мушкетерах «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», Владимир Яковлевич не снимался, однако действовал за кадром, ставя фехтование и трюки; то же самое можно сказать и о фильме «Гардемарины-III», в котором он ставил трюки совместно с Александром Малышевым.

Тогда же, в конце 1980-х — начале 1990-х гг., Владимир Балон собрал трюковой коллектив ПТК «Потылиха» и руководил им (этот коллектив принимал участие в фильмах «Похороны Сталина» и «Виват, гардемарины!»); позже на основе этого коллектива была создана автостудия «Мосфильм-Автотрюк», где Владимир Яковлевич занимал пост директора, пока в начале 2000-х гг. не ушел из студии в связи с изменением ее структуры.

В 2000-е гг. Владимир Балон несколько раз снялся в сериалах («Марш Турецкого», «Сыщики»), а в 2009 году, спустя 30 лет после фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», снова примерил мундир де Жюссака в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». В этом фильме он также ставил фехтование и тренировал актеров.

2 февраля 2013 года в 17:12 по московскому времени Владимира Яковлевича Балона не стало. Похороны состоялись 6 февраля 2013 года на 20 участке Троекуровского кладбища (г.Москва).

 

Хороший http://www.liredzone.ru автосервис в Казани